У новорожденного ребенка мышечная система развита сравнительно слабо; вес ее составляет всего лишь около 25% веса его тела, у взрослого же — больше 40%. Мышечные волокна тонки, сокращения мышц вялы и слабы. С возрастом мышцы развиваются главным образом вследствии утолщения мышечных волокон. Сначала развиваются мышцы шеи и туловища, а затем уже мышцы конечностей. Степень развития мускулатуры у детей раннего возраста определяется путем ощупывания.
В грудном возрасте тонус сгибателей преобладает над тонусом разгибателей, поэтому дети обычно лежат с согнутыми конечностями; у здоровых детей при пассивном разгибании их конечностей приходится преодолевать известное сопротивление. Пониженный тонус мускулатуры (гипотония) встречается при рахите и некоторых других детских заболеваниях; чрезмерно повышенный тонус (гипертония) мускулатуры свидетельствует об отклонениях от нормального состояния.
Мышечная сила у детей школьного возраста определяется динамометром; она больше у мальчиков, чем у девочек. С возрастом сила мышц возрастает: в 8 лет она равна 12—18 кг, в 10 лет — 15—24 кг, в 15 лет —32— 50 кг.
Работа мышц происходит под влиянием раздражителей (импульсов) со стороны нервной системы.
Для правильного развития мускулатуры у ребенка большое значение имеют упражнения и развитие движений. Каждый момент ухода и общения с ребенком должен быть использован для развития пассивных и активных движений. Все радостные эмоции у ребенка сопровождаются усиленным движением конечностей, а также усилением дыхательных движений. Роль взрослых в развитии движений и мускулатуры ребенка исключительно велика. Этому способствует подача ребенку игрушек, выкладывание его в манеж и проведение специальных занятий, предусмотренных режимом. При неправильной организации ухода и режима, когда дети всегда неподвижно лежат в кроватках, развитие движений сильно запаздывает. Дети становятся апатичными, вялыми; мускулатура их дряблая и атоничпая.
Для развития мускулатуры детей дошкольного и школьного возраста большое значение имеет физкультура и спорт.