Мать и дитя
     
 
 
Главная / Игра, игровая деятельность

Игра, игровая деятельность

Игра - средство познания мира, ведущая деятельность ребенка

Игра — естественное, увлекательное занятие для ребенка, стремление к осмыслению окружающей жизни. Однако игра воспитывает только тогда, когда взрослые руководят ею, придают ей верный характер. При этом нужны такт, умение определить меру вмешательства в игру, правильно оценить силы и возможности малыша.

Начиная с 9 мес, когда ребенок может отыскать предмет, названный родителями, с ним можно проводить специальные игры, которые способствуют пониманию речи, учат сосредоточиваться, смотреть и слышать. Например, ребенку показывают игрушку — собаку или кошку — и предлагают накормить ее, погладить или пожалеть. В 12 мес малыша учат нанизывать и снимать со стержня кольца, ставить кубик на кубик, сооружая башню, открывать и закрывать коробку, разбирать и собирать матрешек. Дети охотно играют с мячом, воздушным шаром, наблюдают за механическими игрушками.

После 1,5 лет задачи следует усложнять: предложите сложить пирамидку по убывающей величине колец, расставить куклы по росту, сложить кубики по цвету. Ребенку надо научиться обращаться с лопаткой и совком, играя с песком или снегом (пусть родители сделают «куличик» и попросят малыша «испечь» такой же). Когда ребенок выполнит игровое задание, полезно дать ему игрушку для самостоятельной игры. Он начинает играть так, как видел: кормит зайцев, собаку, убаюкивает куклу.

Руководство взрослого состоит теперь в том, чтобы игры становились более разнообразными и длительными. Полезно проигрывать вместе с ребенком различные сюжеты (игры-упражнения). «Кукле Кате пора спать. Сейчас заверну ее в одеяло и покачаю. Теперь ты покачай». Ребенок, подражая, повторяет действия взрослого. Такие несложные сюжеты развивают творческое воображение, необходимое для ролевых игр.

В начале 3-го года жизни в детских играх появляется сюжетная направленность. «Мама» готовит обед, кормит дочку, укладывает спать, купает ее, выходит с ней на прогулку. Руководство взрослого состоит в том, чтобы поддержать эти игры, одобрить, помочь сделать более содержательными, включать в известный сюжет 2—3 новых эпизода: куклы поехали на прогулку, затем сошли на автобусной остановке и пошли в парк...

Обучая игре, следите, чтобы ребенок привыкал к новым определенным правилам. Скажем, рядом играет другой малыш — его нельзя обижать, нельзя разрушать его постройку и бросаться песком, наоборот, следует поделиться с ним своими игрушками. Так воспитывают доброжелательность, общительность. Если же воспитать эти качества удается с трудом, чаще предоставляйте вашему ребенку возможность играть рядом с детьми постарше, которые уже умеют играть коллективно, кроме того, всегда могут постоять за свои права.

Очень важно научить ребенка довести игру до конца. Обычно мы не задумываемся над этим и чаще всего неожиданно для детей бесцеремонно прерываем игру, а дети, заигравшись, не слышат распоряжений и не подчиняются им. Взрослые горячатся, насильно оттаскивают малыша от играющих. Все заканчивается капризами, слезами, нежеланием есть или спать. Помните: резко прервать игру малышу очень трудно — он настолько вживается в роль, что выйти из нее в одно мгновение не может.

Целесообразнее переключать его на новое дело или занятие через продолжение той же самой игры; здесь, безусловно, понадобится выдумка. За самостоятельность в игре обязательно похвалите ребенка, но в меру.

 
   
 
 
Copyright © 2013 Мать и дитя
жизнь здоровье любовь Cоздание сайтa Вебцентр
@Mail.ru