Хотя развитие ребенка происходит параллельно развитию его нервной системы, оно в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок живет без впечатлений, если не создана обстановка, способствующая развитию его двигательных умений и речи, то он начинает поздно ходить, говорить и пр.
Наблюдения за развитием нормальных детей позволяют установить определенные возрастные закономерности во время появления двигательных умений. Значительное отставание в развитии движений и общая заторможенность психического развития в большинстве случаев обусловливаются отрицательными воздействиями окружающей среды.
Новорожденный не в состоянии совершать произвольные движения, он совершенно беспомощен, ие держит голову, производит беспорядочные движения руками и ногами, не в состоянии изменять положение своего тела. К 2-м месяцам ребенок длительно улыбается на разговор с ним, следит за движущейся перед глазами игрушкой, поворачивая за ней голову. В 6 недель он начинает держать голову в вертикальном положении, в 2 месяца держит ее хорошо.
К 3-м месяцам ребенок поворачивает голову на звук; лежа на животе, упираясь на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища (рис. 12), поворачивается со спины на бок. В ответ на разговор с ним проявляет радость улыбкой, звуками, оживленными движениями рук и ног. Случайно наталкивается руками на игрушку, висящую над его грудью. Появляется певучее гуление. Поддерживаемый подмышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах. Рис. 12. Ребенок 3 месяцев, лежа на животе, поднимает голову и верхнюю часть туловища. |
К 4-м месяцам подолгу рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью игрушки. Во время бодрствования часто улыбается, издает звуки, выпрямляя и сгибая руки и ноги. Гуление становится длительным, появляются гортанные звуки. Поворачивает голову в сторону звука. Во время кормления придерживает руками бутылочку.
К 5 месяцам отличает близких от чужих людей. Различает тон, с которым к нему обращаются. Подолгу певуче гулит. Берет погремушку, долго ее удерживает. Долго лежит на животе, поднимая корпус, упираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спины на живот. Устойчиво стоит при поддержке подмышки (рис. 13). Рис. 13. Ребенок 5 месяцев стоит при подлержке. К б месяцам ребенок подолгу удерживает в руках игрушку, беря се из разных положении, переворачивается с живота на спину; появляются первые попытки ползать на четвереньках. Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами. |
К 7 месяцам подолгу лепечет, на вопрос (например, «где огонек?», где часы?») находит взором предмет, неоднократно называемый, находящийся в определенном месте. Играя погремушкой, стучит, размахивает ею. Хорошо ползает, садится (рис. 14).
Рис. 14. Ребенок 6½ месяцев самостоятельно сидит. К 8 месяцам громко и повторно произносит различные слоги. На вопрос «где?» находит знакомый предмет независимо от его местоположения. По просьбе взрослого выполняет заученные движения, например «ладушки». Игрушками занимается долго, рассматривает, постукивает игрушкой об игрушку. Настойчиво достает привлекшую его внимание игрушку, выполняя при этом различные движения. Сам садится и ложится, придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается, переступает вдоль барьера. Ест кусочек хлеба, который сам держит в руке. Пьет из чашки, которую держит взрослый. |
К 9 месяцам, подражая взрослому, повторяет слоги, ранее им самим произносимые. На вопрос «где?» находит несколько предметов независимо от их местоположения. Выполняет по просьбе некоторые движения: «дай ручку», «до свидания» и др. С предметами занимается по-разному: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку. Свободно ходит, слегка придерживаясь за предметы. Хорошо пьет из чашки, сам придерживает ее.
К 10 месяцам, подражая взрослому, повторяет за ним разнообразные звуки и слоги. По просьбе взрослого находит и даст названную игрушку («дан мяч», «дай лялю» и др.), знает по имени нескольких взрослых и детей. Отвечает на заигрывание «догоню—догоню», играет в прятки— сам натягивает на лицо пеленку. Действия с предметами — открывание — зыкрывание, вынимание, вкладывание приобретают характер устойчивых занятий. Входит на горку и сходит с нее, держась за перила.
К 11 месяцам употребляет первые слова—обозначения (например, «кс-кс», «ав-ав», «ля-ля» и др.). По предложению взрослого выполняет разнообразные, разученные действия с предметами, например «покачай лялю», «как ляля пляшет», «покажи у киски глазки». Овладевает новыми разученными действиями с предметами: накладывает один предмет на другой, снимает, надевает кольца на стержень (свободно снимающиеся). Стоит самостоятельно.
К 12 месяцам произносит около 10 слов: «мама», «дай» и др., самостоятельно ходит, самостоятельно пьет из чашки.
Отставание в развитии статики и моторики запаздывание в развитии речи, скудность эмоций являются результатом плохих условий внешней среды, неправильно организованного режима. На развитие и совершенствование двигательных умений влияют упражнения, однако они должны соответствовать физиологическим особенностям детского организма. Если у ребенка тесная кроватка и он постоянно лежит в ней с запеленатыми руками и ногами, то физическое и психическое развитие его значительно задерживается.
Уже с первых недель жизни ребенка необходимо предоставить ему все возможности для движений: с 2—3 месяцев во время бодрствования ребенок должен быть одет так, чтобы его руки и ноги были свободны. Когда появляются первые попытки вставания, нужно позаботиться, чтобы перильца у кроватки или в манеже были удобны для захватывания руками и имели нужную высоту. Когда ребенок делает первые попытки к ходьбе, нужно дать ему стул или каталку (рис. 15). Рис. 15. Развитие движений у детей до 12 месяцев. Не следует перевозбуждать и переутомлять нервную систему ребенка. С этой целью нужно чередовать сон и бодрствование, подвижные и спокойные игры и т. д. Правильный режим предусматривает определенную систему мероприятий, разработанную на основании изучения нервной деятельности и поведения детей. Он включает следующие моменты: 1) проведение ряда целенаправленных воспитательных мероприятий; 2) организацию максимально благоприятных условий для самостоятельной деятельности детей; 3) широкое использование в целях воспитания различных бытовых и природных условий, влияния детей друг на друга, общения взрослого с ребенком и др |