Органы чувств — это периферические отделы анализаторов, передающие в центральную нервную систему раздражения из внешней среды. Каждый анализатор состоит из периферического воспринимающего отдела (рецептора), а также проводникового и мозгового отделов.
Зрение. Зрение играет важнейшую роль в развитии высшей нервной деятельности. Уже в период новорожденности у ребенка существуют защитные рефлексы (зрачковый рефлекс) — суживание зрачка при воздействии света и мигание или жмурение при прикосновении.
Движения глаз у новорожденного не координированы, поэтому у большинства новорожденных отмечается косоглазие, которое исчезает к 3—4-й неделе. В начале 2-го месяца ребенок фиксирует глазами яркие предметы, с 2-месячного возраста следит за ними. Способность рассматривать предмет обоими глазами па близком расстоянии (аккомодация) появляется у ребенка с 5 месяцев. В конце первого полугодия жизни дети начинают различать цвета, с 3 лет они уже правильно их называют.
Глаза ребенка следует оберегать от загрязнения, инфекций и от раздражения ярким светом. Привлекающие внимание ребенка игрушки должны быть подвешены прямо над грудью во избежание скашивания глаз, которое может перейти в стойкое косоглазие.
Нарушение остроты зрения и косоглазие могут возникнуть и в более позднем возрасте вследствие таких неблагоприятных условий, как недостаточное освещение в школьных классах и дома, чтение лежа, излишнее приближение книги или тетради к глазам. Для предупреждения нарушения остроты зрения необходимо соблюдение санитарно-гигиенических требований к школьному помещению, правильное расположение источников света и систематическое исследование зрения у школьников.
Слух. Наружный слуховой проход у детей первого года жизни короткий и узкий, состоит из хрящевой и кожной частей. Кожа наружного слухового прохода нежна и легко раздражима. В ней заложены железки, выделяющие большое количество ушной серы, которая, скопляясь в ушном проходе, защищает ухо от пыли. Евстахиева труба коротка и широка, что способствует проникновению инфекций из носоглотки в ухо.
Слух у новорожденного, по-видимому, понижен, но громкие звуки он слышит с первых дней жизни. Слух улучшается по мере рассасывания слизистой жидкости, находящейся в первое время в барабанной полости, и заполнения ее воздухом.
Вкус. Чувство вкуса развито довольно хорошо даже у новорожденных детей. Они охотно сосут и глотают сладкое и, наоборот, на кислое и горькое реагируют отказом от сосания и плачем.
Обоняние. Обоняние у новорожденного, по-видимому, развито слабее, чем вкус; все же дети первых месяцев жизни определенно реагируют на запах, что выражается в изменении мимики, дыхания, чиханье и общих движениях.
Кожная чувствительность. Чувство осязания имеется уже у самых маленьких детей. Наиболее чувствительны у них ладони, подошвы п лицо. Прикосновение к губам вызывает сосательные движения.
Кожная чувствительность на изменение температуры у детей развита хорошо, так
же как и болевая чувствительность, хотя первое время последняя несколько
понижена.