Мать и дитя
     
 
 
Главная / Воспитание ребенка / Развитие речи у детей

Развитие речи у детей

Раннее детство — наиболее благоприятный период для развития речи у детей. Стимул овладения речью достаточно важный — необходимость постоянного обращения к взрослым. Многое зависит от родителей, от того, как они организуют свои отношения с ребенком. Причиной слабого развития речи может быть слишком редкое общение со взрослыми, когда родители ограничиваются уходом за малышом, а также торопятся исполнить любое желание ребенка по первому его жесту. Нужно требовать от малыша, чтобы он говорил внятно, облекал свои желания в слова и только в этом случае выполнять их.

Развитие речи в раннем детстве идет в двух направлениях: малыш учится все лучше понимать речь и интонации взрослых, и в свою очередь активнее строить свою собственную речь. Для ребенка 2-го года жизни слово сначала приобретает так называемое пусковое, а позже — тормозяшее значение. Ему легче по какому-либо словесному указанию начать дело, чем прекратить уже начатое. Когда малышу предлагают закрыть дверь, он может без конца открывать и закрывать ее.

Только на 3-м году жизни речевые указания родителей начинают регулировать поведение ребенка в разных ситуациях. Он с интересом слушает любые разговоры взрослых, стремится понять, о чем идет речь, любит слушать сказки, рассказы, стихи, предназначенные не только для самых маленьких, но и для детей старшего возраста. Нужно поощрять этот интерес. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, являются весьма важными, незаменимыми для развития малыша компонентами. Он таким образом учится познавать действительность, недоступную пока его собственному малому опыту.

Развитие активной речи до 1,5 лет идет медленно. Дети усваивают от 30—40 до 100 слов и употребляют их редко. Затем происходит, как правило, резкое изменение в развитии активной речи. Дети становятся инициативными. Они не только постоянно требуют, чтобы им называли предметы, но и сами пытаются назвать тот или иной предмет. К концу 2-го года ребенок знает и произносит до 300 слов, а к концу 3-го — до 1500.

На первых порах речь малыша мало похожа на «обычную» речь (ее называют автономной речью). Это слова, которыми взрослые не пользуются. Прежде всего они «достались» от бабушек, родителей, считающих, что придуманные ими слова более доступны детям (ам-ам, бяка и др., которые переходят от поколения к поколению). Автономную речь малыша составляют и искаженные слова, «найденные» им самим. Не обладая еще в полной мере фонематическим слухом и не владея звуковой артикуляцией, он невольно изменяет звуковую форму слова. Молоко называет «моко», конфету — «кася» и др.

При правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает, забывается малышом. Однако если окружающие употребляют в разговоре с ребенком именно упрошенные варианты слов, она может сохраниться надолго, что, разумеется, нежелательно.

В раннем детстве малыш усваивает и грамматический строй родного языка. До 2 лет он объясняется предложениями, состоящими из 1 — 2 слов, не изменяя их в роде и падеже. Позже в речи появляются простейшие выражения и она приобретает связный характер. К 3 годам ребенок употребляет многие падежные окончания и довольно хорошо согласует слова в предложении, высказывает простые суждения и замечания, сравнивает предметы и явления, обобщает.

 
   
 
 
Copyright © 2013 Мать и дитя
жизнь здоровье любовь Cоздание сайтa Вебцентр
@Mail.ru