Мать и дитя
     
 
 

Грудное вскармливание

Грудное вскармливание (кормление грудью) ребенка принято называть естественным. Наблюдения показывают, что в течение первых 5—6 месяцев грудное молоко полностью покрывает потребность ребенка во всех ингредиентах пищи. Кроме того, оно очень хорошо приспособлено к несколько ограниченной функции пищеварительных органов маленького ребенка. При достаточном количестве молока у матери и нормальном составе его отмечается хорошее физическое и нервно-психическое развитие ребенка, у него наблюдается высокий иммунитет к различным заболеваниям, он реже болеет и быстрее выздоравливает по сравнению с детьми, находящимися на искусственном вскармливании.

Лактация. Уже во время беременности молочные железы подготавливаются к их будущей функции. Под влиянием гормонов, вырабатываемых гипофизом, желтым телом и плацентой, железистая ткань молочной железы разрастается и в последние месяцы беременности начинается ее секреция. К моменту рождения ребенка молочные железы женщины достигают максимального развития и начинается продукция молока — лактация. В первые 2 дня после рождения ребенка молока отделяется немного, и лишь на 3-й день, а иногда и позже происходит резкое нагрубание желез, секреция их значительно увеличивается. Молоко, выделяемое в первые дни лактации, и по внешнему виду, и по составу значительно отличается от так называемого зрелого молока и носит название молозива.

Молозиво — густая, клейкая жидкость желтоватого цвета. Оно содержит больше белка и солей, чем зрелое молоко и несколько меньше количество сахара; содержание жира в молозиве может колебаться в довольно значительных пределах.

Грудное молоко содержит в среднем 1,2% белка, 3,5—4% жира, 7% сахара, 0,2% солей и около 87% воды. Калорийность 100 г женского молока равна 70. Женское молоко значительно  отличается  по своему составу от коровьего и молока других животных. Основное значение имеют качественные различия, определяющие биологическую ценность женского молока. Она заключается не только в наличии в нем всех необходимых питательных веществ, но главным образом в том, что составные части находятся в этом молоке в таком физико-химическом состоянии и таком соотношении, которое обеспечивает высокий коэффициент использования.

При грудном вскармливании ребенок получает 2—2,5 г белка на 1 кг веса, также при грудном вскармливании и наличии достаточного количества молока в груди матери ребенок получает 5,5—7 г жира на 1 кг веса. Молоко содержит молочный сахар (лактозу). При грудном вскармливании ребенок получает в среднем 10—12 г сахара на 1 кг веса.

После первого прикладывания к груди начинают регулярное кормление. Регулярное прикладывание к груди с первых дней жизни ребенка имеет очень большое значение для развития молокообразования (лактация).

Рефлекторное раздражение, возникающее при сосании или сцеживании молока, передается передней доле придатка головного мозга — гипофизу. При этом   выделяется гормон, стимулирующий лактацию. Практическими наблюдениями установлены промежутки между кормлениями, наиболее способствующие развитию лактации. Принимается во внимание и длительность нахождения пищи в желудке ребенка. До 3 месяцев следует кормить ребенка через 3 часа, всего 7 раз в сутки с ночным перерывом на б часов; в возрасте от 3 до 5 месяцев — через 3½ часа, всего 6 раз в сутки; в возрасте от 5 месяцев до 1 года — через 4 часа, всего 5 раз в сутки. Правильное кормление в одни и те же часы имеет большое значение для пищеварения. При этом создается ритмичность в деятельности пищеварительных желез (рефлекс на время), так что через определенные промежутки времени начинается рефлекторное отделение желудочного сока. Происходит как бы подготовка пищеварительного тракта к приему и перевариванию пищи.

Ребенок обычно самостоятельно просыпается к моменту кормления, иногда с большой точностью. В дальнейшем, если хорошо развивающийся ребенок просыпается несколько позже срока кормления или на 15—20 минут раньше и начинает проявлять беспокойство и кричать, не следует выжидать время кормления: отклонения от режима в пределах получаса допустимы, потерь же энергия, связанных с криком ребенка, следует избегать. Однако это не значит, что можно допускать беспорядочное кормление.

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок в каждое кормление полностью отсасывал молоко, чтобы грудь хорошо опорожнялась. Для этого надо соблюдать очередность в прикладывании к груди и кормить каждый раз одной грудью. Это требование имеет свое физиологическое обоснование. Молоко поступает в молочные протоки и альвеолы молочной железы и накапливается в них до тех пор, пока давление в молочных протоках и альвеолах не превышает 20—40 мм ртутного столба, затем продукция молока резко снижается, так как при большем давлении секреция молока невозможна. Следовательно, для продуктивной функции молочной железы необходимо ее регулярное и достаточно частое опорожнение, так как при этом поддерживается низкое внутриальвеолярное давление и создаются оптимальные условия для секреции. Слишком частое, беспорядочное кормление  приводит  к обратным результатам, так как ребенок не успевает проголодаться, сосет вяло и не отсасывает полностью молоко. Молоко по своему качеству неоднородно, последние его порции отличаются наиболее высоким содержанием жира. Если давать ребенку грудь слишком часто или давать обе груди за одно кормление, то ребенок не будет отсасывать молоко до конца, т. е. наиболее богатое жиром молоко не попадает в его организм.

Таким образом, требование кормить ребенка через правильные промежутки времени, соблюдать очередность в прикладывании к груди, кормить каждый раз лишь одной грудью имеет серьезные обоснования. Давать ребенку обе груди в одно кормление можно только по разрешению врача при недостатке молока у матери и при плохом нарастании веса ребенка.

Во избежание застоя молока в груди у матери в первые дни жизни ребенка, когда он еще слабо сосет и в груди остается много молока, необходимо после кормления сцеживать его. В дальнейшем, когда ребенок, становясь старше, высасывает все больше молока в каждое кормление, можно прекратить сцеживание остатка, так как постепенно устанавливается известное равновесие между количеством продуцируемого и протребляемого молока.

Продолжительность каждого кормления зависит от количества молока у матери, силы сосания ребенка, однако оно не должно превышать 20—25 минут. Наблюдения показывают, что здоровый ребенок в течение первых 5 минут высасывает около половины нужного количества молока, а остальное высасывает еще за 10—15 минут. Более продолжительное держание ребенка у груди не оказывает существенного влияния на количество высасываемого молока, а ведет лишь к мацерации соска и вызывает утомление ребенка и матери. Ребенок должен оставаться у груди, пока он энергично сосет и глотает.

В разное время дня аппетит у ребенка бывает неодинаков, а у матери количество молока не всегда постоянно. После ночного перерыва ребенок обычно более голоден и сосет энергичнее, у матери же в это время больше молока, поэтому ребенок за короткий срок может больше его высосать. Когда ребенок, утомившись, начинает сосать более вяло, надо дать ему 2—3 минуты отдохнуть и снова приложить к груди. Если после этого ребенок берет грудь не энергично, это свидетельствует о том, что он сыт.

Внимательное наблюдение за поведением ребенка позволяет определить продолжительность кормления. Если ребенок, высосав все молоко из груди, продолжает энергично сосать, выражает беспокойство и неудовольствие, то это может указывать, что в груди матери мало молока.

Для определения количества молока, необходимого ребенку, начиная с 10 дневного возраста, предложен ряд способов. Наиболее простым и достаточно точным является объемный способ, при котором учитывается и возраст, и вес ребенка. По этому расчету ребенок должен получать следующее количество молока: в возрасте от 10 дней до 2 месяцев — равное 1/5 веса его тела, от 2 до 4 месяцев — 1/6, от 4 до 6 месяцев— 1/7. от 6 до 12 месяцев — 1/8 веса его тела.

Например, ребенок в возрасте 3 месяцев, весящий 5500 г, должен получить количество молока, равное 1/6 его веса, т.е. 900 г. Зная число кормлений, можно легко определить разовую порцию. В среднем ребенок в возрасте 1 месяца должен получать окало 700 г молока в сутки, т. е. 90—100 г на кормление, в возрасте 2 месяцев — примерно 770—840 г, т. е. 110—120 г на каждое кормление, к 6 месяцам — 1000 г в сутки, т. е. 200 г на каждое кормление.

Во втором полугодии ребенок палучает 1000 — 1200 г пищи в сутки, т. е. 200—250 г на кормление. Возрастающая калорийная потребность покрывается за счет качественных изменений в составе пищи ребенка.

Количество пищи можно определять также в соответствии с суточной калорийной потребностью ребенка, что в возрасте до 3 месяцев составляет 110—120 калории, от 3 до б месяцев — 100—110 калории и от 6 до 12 месяцев— 90—100 калорий на 1 кг веса.

Следовательно, ребенок в возрасте 2 месяцев, весящий 4800 г, должен получать 570 калорий в сутки. При вскармливании сцеженным грудным молоком,   калорийность которого равна 70 в 100 г, это составит  570·100/70=800 г.

По формуле Шкарина потребность ребенка в пище рассчитывается следующим образом: ребенок в возрасте 8 недель должен палучать 800 г молока, для детей моложе этого возраста  кашчество молока   уменьшается  на 50 г, умноженное на число недостающих недель. Например, ребенок 6-недельного возраста должен получать 800 — (50·2) = 700 г. Ребенок старше 8 недель будет получать 800 г плюс 50, умноженное на число месяцев. Например, ребенок 4 месяцев должен получать 800+(50·2) = 900 г.

 
   
 
 
Copyright © 2013 Мать и дитя
жизнь здоровье любовь Cоздание сайтa Вебцентр
@Mail.ru